Сознание - одна из самых загадочных сторон внутреннего мира человеческой жизни. Оно формирует наше восприятие окружающего нас мира, при этом сформированные понятия могут быть как объективными, так и глубоко субъективными. На формирование восприятия оказывает влияние ход культурно-исторического развития. Это развитие объективно или субъективно отражается в психике человека.
Определений термина «сознание» в современной психологии существует огромное количество. Сложность определения данного понятия состоит в том, что нет одного конкретного подхода. Данный термин следует рассматривать с различных ракурсов. Более детальную и полную информацию по вопросу «сознание в психологии» можно найти на сайте http://www.syl.ru/article/74276/soznanie-v-psihologii-osobennosti-struktura-funtsii.
По мнению Вильгельма Вундта смысл данного термина состоит в том, что человек может в принципе находить в себе различные психические формы и состояния, которые выражаются следующими психологическими законами: единства, узости, непрерывности. Уильям Джеймс считал, что сознание руководит психическими функциями человека, на практике отождествляя с субъектом. Лев Семенович Выготский является сторонником теории, что сознательность возникает не в результате природного рождения, а общественного развития и его элементами являются словесные значения. Алексей Николаевич Леонтьев во многом совпадает с теорией Выготкого. По его мнению, осознание собственной непосредственности открывает непосредственную картину мира для человека, который является частью этой картины. Сюда же входят действия и состояния личности. На первом этапе сознательность существует лишь как форма психического образа, который открывает человеку окружающий мир. В рамках более позднего периода предметом сознательности становится деятельность, действия других субъектов осознаются.
Структура сознания состоит из ряда элементов, которые отвечают за определенные функции:
- Процессы познания, которые формируют знание об окружающем мире. Включают в себя ощущение, мышление, восприятие, память.
- Понимание отличий объекта и субъекта. Включает самопознание, самооценку.
- Отношение человека к окружающему миру, к себе. Формируются эмоции, переживания, чувства.
- Формирование творческой составляющей посредством мышления, интуиции, воображения.
- Формирование картины мира, в которую входят образы прошлого и модели будущего.
- Формирование и достижение целей.
Отдельной структурой является общественное сознание, оно не является просто суммарным эффектом всех субъектов системы и принимает следующие формы:
- Правовой аспект
- Экономический аспект
- Религиозно-мифологический
- Политика
- Морально-эстетический аспект